История

В живописном месте, там, где с юга-востока и северо-запада подступал смешанный лес, в котором водились лисы, зайцы, белки, волки, красавцы лоси, ходили стадами кабаны, расположилась деревня Казеевка.

Река Сура, что протекала в двух километрах , на протяжении веков  изменила свое русло  и на одном из ее рукавов образовалось красивое озеро «Олесково».  В его прозрачной чистой воде водилось  много  разнообразной рыбы и водоплавающей дичи.

Плодородные пойменные земли и лес позволяли не только выращивать хороший урожай бахчевых культур, но и собирать много земляники, орехов, грибов.

Первоначально деревня Казеевка называлась Ново-Дмитриевка и существовала еще с 1788 года, что подтверждает «Сборник статистических сведений» по Петровскому уезду. Более точных сведений о времени образования Казеевки в архиве не имеется.

В источнике указано, что деревня владельческая, то есть крестьяне имели в собственности двор, с хозяйственными постройками и с огородом и была заложена при колодцах.  

Расстояние в верстах от уездного города Петровска — 80, от квартиры станового — 66, число дворов—54, число жителей мужского пола—117, женского—187.

По переписи 1894 года в деревне Казеевке уже значится 99 дворов, население 561 человек. Из них грамотных было 62 мужчины и 2 женщины. 34 семьи не имели ни одной рабочей лошади, 59 семей име­ли по одной лошади.

В 1893 году открылась школа на средства земства, которая служила подготовительным отделением для Безводнинской школы. Специального здания шко­ла не имела, занятия проходили в доме учителя.

В начале XX века земли вокруг Казеевки принадлежали помещикам Богдановским.

Андрей Васильевич Богдановский - участник осады Измаила в 1807 году и ряда сражений во время русско-турецкой войны 1806-1812 годов, герой Бородинской битвы, Лейпцигского сражения и боев с французскими войсками Наполеона I Бонапарта. 1 января 1828 года был назначен одесским градоначальником и 18 августа того же года произведен в тайные советники. За усердие, оказанное во время турецкой войны 1829 года, при снабжении действовавшей армии продовольствием, Богдановский 6 декабря 1829 года получил знаки ордена Святой Анны 1-й степени с Императорской короной, а 21 апреля 1830 года премирован.

После увольнения со службы А.В. Богдановский жил в своей усадьбе в Безводном.

Его портрет находится в Военной галереи Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

Софья Андреевна Богдановская получила эти земли по наследству после смерти отца в 1864 году. Барский дом находился за 5 километров в селе Безводном, где и поныне среди зарослей бурьяна гордо красуются вековые деревья барской усадьбы.

Казеевские крестьяне ходили работать испола  (отдавали половину урожая собственнику, обрабатываемой земли) к барину в село Безводное, особенно тяжело приходилось женщинам, которые ходили с детьми и получали за работу гроши.

Революционные волнения 1905 года докатились и до Казеевки. Крестьяне жгли помещичьи постройки, вырубали лес, уводили барский скот, грабили хлеб.

Крестьяне разграбили барское поместье. Вскоре для подавления мятежа и предупреждения открытых выступлений, был прислан отряд казаков, но казеевских мужиков-повстанцев сумели предупредить о движении казаков.

Тем временем жители деревни, и мал, и стар, вышли к околице села встречать казаков с хлебом, солью и иконами и встали перед казаками на колени. Зачинщиков высекли, провели над ними суд и порешили выслать в Сибирские губернии. Крестьяне вновь стали работать испола на своего барина. Но молва о пережитых потрясениях сохранилась до наших дней.

Публикуем фрагмент рукописи жителя села Безводное Николая Павловича Солодовникова, в котором события 1905 года описаны со слов их очевидцев.

«Вспыхнувшая в России в 1905 году революция докатилась и до села Безводного, но не благодаря печати (в селе никто не выписывал газет, кроме волостного правления, попа, учителя, урядника, помещика, его управляющего), а путем устной передачи известий о демонстрациях рабочих в городе, восстаниях крестьян против помещиков, захвате земли, сожжении барских имений.

Наиболее смелые крестьяне – Монькин Николай, его брат, работавший в Пензе Монькин Федор, и другие стали поднимать односельчан идти приступом на помещичье гнездо, взять и разделить хлеб в его закромах, скот и землю разделить по едокам.

Староста Лапин Иван Феоктистович и некоторые односельчане сдерживали напор населения, считая непростительным грехом посягать на помещичью собственность, поднимать руку на царя. Поп и урядник грозили карой за эти действия и призывали уповать на бога.

Урядник Яковлев Карп и поп Павловский Алексей Иванович решили найти опору в мордовском населении деревни Усть-Мурзы, которое являлось прихожанами Безводненской церкви. Эта деревня не была в крепостной зависимости от помещика, земли у нее было столько же, сколько и у помещика, население более темное, неграмотное, набожное, преданное царскому строю.

И вот эта деревня была поднята с тем, чтобы охранять церковь и попа от якобы готовящегося нападения населения Безводного. Хотя на церковь никто и помышлял нападать. В Безводное приехало более 50 подвод с мужчинами с холодным оружием, косами, ломами, топорами и с десятком дробовых ружей. Они окружили церковь и дом попа и расположились среди Безводного лагерем.

Жители Безводного один день совещались как наступать на помещичье хозяйство, было много разных предложений, но так ни к чему и не пришли, староста предложил разойтись.

На второй день собралось еще больше народу, решили послать делегацию в деревню Казеевку, которая также находилась в зависимости от помещика Богдановского. Из Казеевки прибыл большой обоз с людьми, встречали его вместе со старостой, хлебом-солью. На встрече жители двух населенных пунктов договорились вместе сейчас же пойти в помещичье хозяйство, взять ключи от хлебных амбаров, раздать хлеб населению, разделить скот, а позднее землю, лес и луга.

В помещичьем дворе челяди не было, она уехала за месяц раньше, как только стали поступать слухи о погромах помещиков. Управляющий имения, узнав, что народ собирается экспроприировать хозяйство, также выехал в город. Все ценности из помещичьего дома и кладовых ночью были заранее вывезены в Пензу.

Когда несметное количество народу явилось в помещичий двор, то там не оказалось ключников или иных ответственных за кладовые и склады. Тогда народ решил взломать замки в хлебных амбарах и кладовых. В связи с отсутствием организованного порядка распределения хлеба и другого имущества возник беспорядок. Хлеб не делили, а каждый насыпал его столько, сколько позволяла имевшаяся тара и сколько под силу увезти лошади. Безлошадные не могли унести больше одного мешка хлеба. Безлошадные и молодежь брали со складов конную упряжь, из дома барина посуду и разные безделушки, птицу, а кое-кто брал скот и тут же дома забивал его на мясо. Часть построек была сожжена.

Так произошел погром помещичьего хозяйства Богдановского. Но все же крестьяне взяли хлеба не больше четверти от имевшегося в амбаре, десятка полтора-два молодняка рогатого скота. До раздела земли, леса, лугов очередь не дошла.

На второй день после разгрома помещичьего гнезда пыл революционного настроения стал падать и все приумолкли. Поползли слухи, что в села, где разгромили помещичьи хозяйства, направляются полицейские силы и карательный отряд казаков. Дошли слухи, что крестьян, участвовавших в погромах, порют ногайками, некоторых запарывают до смерти, производят повальные обыски, организаторов ссылают на каторгу и выселяют с семьями в отдаленные места страны.

Взятое у помещика зерно можно смешать со своим собственным, но тем, кто учиняет обыски, будет бросаться в глаза, что со своей надельной земли столько зерна не может быть, а, кроме того, помещичье зерно с удобренных полей полновеснее и к тому же очищено на зерноочистительных машинах, тогда как крестьянское очищено на ветру лопатой, в нем обязательно остаются пелева (Прим.: пелева (мякина) - рубашка зерна и все мелкое, обитое, что отвевается от него по обмолоте) и мелкие комочки земли.

Многие крестьяне прятали помещичье зерно в землю, в ямы. Хуже дело обстояло со скотом, его не сохранишь живым, т.к. пастухи, нанятые пасти скот, вели у себя учет скота каждого крестьянина и, кроме того, учет скота велся в сельском управлении. Поэтому весь взятый скот был забит на мясо, но и по наличию мяса могли установить виновных в погроме. В большинстве случаев мясо просто зарывали в землю. Взятая птица конечно же была забита на мясо и за один-два дня съедена. Все другие вещи были зарыты в землю.

Через два дня в Безводное приехал пристав с полицейскими, вслед за ними и отряд казаков. На третий день приехали председатель уездной управы и губернатор Саратовской губернии Столыпин.

Поручили уряднику Яковлеву и старосте И.Ф. Лапину согнать всех без исключения жителей села на сельский сход прямо на площади около волостного правления, начальной школы, пожарного депо и церкви.

В честь губернатора был отслужен молебен, после него выступил губернатор, который в своем выступлении распек крестьян за самоуправство, грабеж частной собственности помещика, потребовал возвратить все награбленное и предупредил о безжалостном наказании виновных. Во время выступления губернатора все присутствовавшие на сходе крестьяне стояли на коленях, наклонив головы к земле.

Затем выступил поп. Он сказал о грехопадении прихожан, призвал их искупись свою вину молитвами, разоблачить организаторов погрома помещичьего хозяйства, возвратить все взятое.

Губернатор и поп также похвалили крестьян деревни Усть-Мурзы, которые не только не участвовали в разгроме помещичьего хозяйства, но и стали грудью на защиту церкви и попа.

Пристав угрожал беспощадным телесным наказанием и высылкой на каторгу.

Каратели - казаки и полицейские разместились в избах тех крестьян, которые имели пятистенные дома. Начальство разместилось у попа, урядника и в школе. Питание их всех обеспечивало помещичье хозяйство.

Как не увещевало начальство, никто из крестьян ничего в помещичий дом не возвратил. Тогда приставами и начальником казачьего отряда был организован повальный обыск буквально каждого крестьянского двора. В каждом дворе все переворачивалось вверх дном. Но скота, птицы, вещей ни у кого не было обнаружено. Кое у кого было обнаружено зерно своего посева, смешанное с помещичьим; это было легко узнать по его полновесности и засоренности.

Поскольку обыски мало чего дали карателям, они с помощью язычников (Прим.: здесь в значении «болтуны, сплетники»), предателей и подхалимов попа, управляющего имением, урядника стали хватать подозрительных и нещадно их избивать нагайками. Некоторые, не выдержав пыток, сознавались в своем участии в погроме и рассказывали о других участниках. Много людей было подвергнуто экзекуции и особенно сильно, до полусмерти, были избиты Монькин Николай, Калинкин Андрей, Сакмаев Семен и ряд других. Калинкина Андрея с семьей и еще одного крестьянина выслали на каторгу и на вечное поселение в Сибирь.

Крестьян били нагайками не только полицейские и казаки. Старосте Лапину Ивану Феоктистовичу было приказано и он нещадно порол своих односельчан. Лапин И.Ф. был крепкого телосложения, с широкой грудью, высокий ростом, словом, «силач». Его удары нагайкой по голым телам оставляли не только синяки и кровь, иногда и кости трещали.

Так ознаменовалась и кончилась Первая русская революция 1905 года в селе Безводном».

С 1917 года история Казеевки - это история крестьянства, которое составляло в послереволюционный период более 80 процентов населения страны. С 1929 года в деревне проходило становление и развитие единоличных крестьянских хозяйств . Новая экономическая политика, отменяющая продразверстку и введение натурального налога привели к появлению в Казеевке немалого количества крестьян-середняков, которые имели по две лошади и весь необходимый сельскохозяйственный инвентарь. В этот период появляются и так называемые "кулаки", которые успешно трудились всей семьей. С началом коллективизации в 1928-29 годах вблизи Казеевки организовались первые артели по совместной обработке земли. В 1929 году началась всеобщая Сталинская коллективизация и 31 марта 1931 года в Казеевке началось объединение крестьянских хозяйств в колхоз. К лету в колхоз вступили все единоличники. Колхоз назвали "Красный огород", так как основной деятельностью были овощеводство и полеводство. В 1955 году - это уже центральная усадьба колхоза имени Молотова Терновского района.

Сегодня Казеевка - это живописное село, расположенное в экологически чистом месте на левом берегу Сурского водохранилища. Время в пути от обласного центра займет не более 15-20 минут. 

Это достойное место для загородного отдыха и рыбалки в любое время года.

(подготовлено на основе текстов краеведческих статей Малькова А. и материалов, предоставленных Семушкиным Вячеславом )

Все права сохранены
Напишите нам: info@kazeevka58.ru